О Дне Победы писать с каждым годом становится все тяжелее - еще тяжелее, чем о Первомае. Потому что, если День солидарности трудящихся пытаются просто забыть, то День Победы оглашается миллионами криков. Кто-то кричит про заваливание трупами и два тоталитарных режима, кто-то кривляется на тему "вопреки", кто-то славит всех, кроме самих победителей. Мы прекрасно знаем подобное поведение, наблюдая его с удручающей регулярностью. А кто-то другой кричит иначе. Славословия, экзальтация, восхищение и пафос льются на нас с экранов, билбордов, из сообщений в соцсетях и статей в газетах. Все они удручают не меньше, чем визги первой категории людей. Потому что славят... что? Да каждый свое. Кто-то победу великого РРРРРРУССКОГО имперца Сталина, кто-то все ту же победу вопреки, а кто-то просто отрабатывает гос.заказ. Трепещут на ветру георгиевские ленты, вплетенные в шерсть лохматых ручных собачек и привязанные к выхлопным трубам дешевых кредитных иномарок. "Мы помним, мы гордимся, мы можем повторить!" - кричат радостные граждане, которым в текущем десятилетии снова стало можно испытывать патриотизм и гордость, когда правители вернули их в моду. Что именно они помнят, чем гордятся, и что (а главное, как) собираются повторить - таких вопросов лучше не задавать, а то сочтут недостаточно патриотичным и вообще хохлом. И, конечно же, есть третьи. Плакальщики о "не нашей Победе", призывающие рвать на себе рубаху, выть о прогаженных полимерах и преданном СССР, в сотый раз обличать проклятых буржуев и биться в квакерском припадке. Экзальтация против официоза, точно такая же, как казенный пафос или лицемерное либеральное пускание слез со слюнями. Четвертая категория наименее многочисленна, но не менее неприятна. Это те, кто путает 9 мая с 22 июня и призывает пожалеть всех погибших, нацепить траурный чепец и погрузиться в тоску. Из таких потом вырастают уренгойские школьники и представители первой категории плакальщиков. Все они профанируют, опошляют, отрицают главное. Этот день больше, чем праздник. Этот день - один большой катарсис планетарного масштаба. Девятое мая - кульминация войны, где самое страшное, что есть в человеке, не смогло победить самое лучшее, что есть в нем же. Наши деды, прадеды и отцы посмотрели в бездну и не захотели в нее падать. И было так не потому, что они наши, а потому что на них, простых людей, оказалась возложена такая задача. Возложена самой историей, а не высшими силами, избранностью и богоносием. Нет, это не просто день победы условных "русских" над условными "немцами", это не день национальной чвани, в который его пытаются превратить. И не день скорби, которым его выставляют "либеральные" идиоты и подлецы вместе с теми, кто пытается казаться святее святого. День Победы - это символ той жизни, того человечества, что может быть прекрасным, сильным, свободным и добрым. Вот чем стал тогда Советский Союз в своем многообразии народов - воплощением всего добра, что когда-либо существовало в любой культуре. Стал благодаря усилиям самих людей. Победа была достигнута не просто так, не условным мифическим усилием, а конкретной страной с конкретным типом экономики и, соответственно, конкретной культурой. День Победы - это неоспоримое и прямое доказательство того, что будущее может быть только за коммунизмом. Именно это пытаются отрицать или просто забывают, подменяя понимание экзальтацией по поводу советского величия. Сталин произносил тост за русский народ, что любят припоминать имперцы, но он же говорил старательно забытое ими: что Победа - это прежде всего победа советского социалистического порядка, образа жизни, базиса, объединившего народы и позволившего им стать лучше самих себя. В этот день, когда вспоминаешь о Победе, подумай, что и почему лежит в основе твоего к нему отношения. Если ты бьешься в экстазе триумфа - попробуй понять Победу разумом. Если в тебе есть только цинизм, подумай, разумен ли он.

Теги других блогов: история патриотизм День Победы